Поставка нерудных материалов с 1993 года
Презентация компании
Новостная Лента
09 апреля 2020
Влияние заполнителя на прочность раствора и бетона Заполнители бетона или бетонного раствора представляют собой рыхлую смесь инертных нерудных природных материалов – песка, гравия и щебня или минеральных зерен искусственного происхождения. В составе бетона заполнители скреплены вяжущим веществом...
27 марта 2020
Отличия природного щебня от искусственного В общем случае щебень является неорганическим зернистым сыпучим материалом, представляющим собой раздробленные нерудные горные породы и дробленые отходы гражданского и дорожного строительства. К природному щебню относятся раздробленные с...
17 марта 2020
Гранитный щебень Гранитный щебень добывается из горных магматических пород, то есть гранитных скал, имеющих зернистое строение. В своем составе также имеет некоторые примеси таких веществ, как слюда, шпат и кварц. В зависимости от количества и преобладания той...
Все новости
Наши партнеры
  • Главная
  • Использование щебней и песка в строительстве железнодорожных путей

Использование щебней и песка в строительстве железнодорожных путей

Использование щебней и песка в строительстве железнодорожных путей 18.12.2019

Использование щебней и песка в строительстве железнодорожных путей

Железнодорожные (далее по тексту – ж/д) пути предназначены для движения ж/д транспорта и представляют собой сложный комплекс дорожно-строительных сооружений.

Ж/д пути принято разделять на две составные части:

1. Верхнее строение пути (далее – ВСП), в состав которого входят:

  • рельсы;
  • рельсовые опоры со скрепляющими элементами;
  • дополнительные устройства типа противоугонов, контррельсов, отбойных брусьев и т.п.;
  • балластный слой, называемый также балластной призмой.

2. Нижнее строение пути, представленное земляным полотном и искусственными сооружениями – мостами, туннелями, водоотводными системами и т.п. Нижнее строение пути является непрерывной опорой ВСП.

Предназначение верхнего строения ж/д пути

ВСП выполняет три основные функции:

  • направление по рельсам колес движущегося транспортного ж/д средства (поезд, грузовой состав и т.п.);
  • восприятие и передача на земляное полотно динамических нагрузок от движущегося ж/д транспорта;
  • обеспечение безопасного и плавного движения транспорта при любых скоростях движения.

В качестве рельсовых опор под укладку рельсов используются деревянные или железобетонные шпалы (очень редко – брусья).  Состыкованные между собой крепежными элементами рельсы крепятся к шпалам, образуя рельсошпальную решетку. Шпалы заглубляются в специально подготовленный балластный слой, опирающийся на земляное полотно.

На рис. ниже показаны основные элементы ВСП.

Элементы ВСП

Предназначение балластного слоя

Балластный слой образован сыпучими материалами (щебень, крупнозернистый или среднезернистый песок, гравий, галечно-гравийные смеси, отходы асбестового производства и т.п.), уложенными на основной площадке земляного полотна. Непосредственно на балластном слое  укладывается рельсошпальная решетка с соответствующим заглублением рельсовых опор.

Балластный слой используется в следующих целях:

  • для равномерного распределения давления от проходящих составов, амортизации ударных и вибрационных воздействий от них;
  • для обеспечения стабильного положения рельсошпальной решетки, не допуская ее вертикальных, боковых и продольных смещений;
  • для отвода от ж/д путей осадочной и грунтовой влаги.

Нормативные требования к ВСП и балластному слою изложены в сводах правил:

  • СП 37.13330.2012 «Промышленный транспорт», являющемуся актуализированной редакцией СНиП 2.05.07-91* и
  • СП 119.13330.2012 «Железные дороги колеи 1520 мм», представляющем актуализированную редакцию СНиП 32-01-95.

На железных дорогах постсоветского пространства применяются два вида конструкции ВСП:

  1. Балластный вид ВСП, используемый практически на 99% общей протяженности ж/д путей в качестве безальтернативного варианта для грунтовых земляных полотен.
  2. Безбаластный вид ВСП, применение которого наиболее рационально для недеформируемых нижних строений пути (мосты и туннели). В безбалластных конструкциях ВСП опорой для рельсов служат железобетонные плиты.

щебень

По аналогии с железными дорогами метрополитен является такой же транспортной рельсовой системой, конструкция которой состоит из ВСП и нижнего строения пути. В туннелях основанием под ВСП служит железобетонное полотно, в наземных линиях основанием является земляное полотно. Поэтому для туннельных путей метрострой балластные слои не обустраивает, шпалы укладываются непосредственно на железобетонное основание туннеля.

Материалы для балластного слоя

В соответствии с предназначением материалы балластного слоя должны отвечать следующим требованиям:

  • быть в достаточной степени высокопрочными и износостойкими;
  • не дробиться при уплотняющих нагрузках и подбивочных работах;
  • быть морозостойкими, не растрескиваться при температурных перепадах;
  • не выветриваться, не пылить при прохождении ж/д составов, не размываться осадочной влагой (дождь, снег, талые воды);
  • быть упругими, с амортизационными свойствами;
  • обладать высокими показателями внутреннего трения, обеспечивать полное сцепление частиц для сохранения стабильности и устойчивости ВСП;
  • хорошо пропускать влагу, чтобы избежать переувлажнения опорной площадки;
  • не допускать прорастаний травы и других растений;
  • быть достаточно дешевыми.

Материалы, соответствующие данным требованиям, регламентированы к применению сводом правил СП 37.13330.2012 (п.5.5.3). Для балластов различных типов используются щебни, асбестовые балласты, гравий, гравийно-песчаные смеси, шлаки и др. Наиболее подходящим материалом для балластов является щебень, лучше других обеспечивающий устойчивость и стабильность рельсошпальной решетки.

Балластный слой

Для балластного слоя ж/д путей используется щебень с зерновыми фракциями 25-60 мм, требования к щебню изложены в ГОСТ 7392-2002 «Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия». Допускается щебень:

  • с сопротивляемостью удару более 75;
  • истираемостью не более 25%;
  • морозостойкостью F50;
  • кубовидной формы с содержанием лещадных зерен не более 18%.

Это важно! Наличие глинистых частиц или земли в щебне балластного слоя не допускается.

Особенности использования щебня для балласта в метрополитене

Негативной стороной применения щебней для строительства балластного слоя является интенсивное загрязнение балласта пылью от перевозимых сыпучих грузов.

Дополнительная информация. Мелкие частицы угля, песка, грунта и других пылевидных засорителей балласта проникают под уложенные шпалы, создавая грязевые корыта. В корытах начинает собираться осадочная влага, балласт разжижается и теряет свою однородность. Под шпалами могут образовываться пустоты, способные вызвать смещения шпал, перекосы пути, просадки грунта под рельсами. Щебеночный балласт необходимо периодически очищать, в отдельных случаях сплошная очистка поводится через каждые два-три года.

Очистка балласта является довольно трудозатратной процедурой, особенно осложненной для проведения в условиях туннелей метрополитена. Уже при строительстве путей второй очереди Московского метро было принято решение отказаться от щебня и перейти на безбалластные ВСП.

Согласно постановлению, которое приняло правительство Москвы от 4 мая 2012 года за №194-ПП «Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2010 гг.», в 2017 году планируется сдать 16 новых станций метро и почти 20 км новых линий. В современных технологиях строительства подземок уже нет места насыпным балластных слоям. Однако на наземных участках и при входе в туннель щебень по-прежнему востребован.

балластный щебень в метрополитене


Все новости