Поставка нерудных материалов с 1993 года
Презентация компании
Новостная Лента
18 октября 2017
Сколько щебня в бетоне? Разнообразие ассортимента бетона и широкий разброс технических параметров достигнуты при использовании одних и тех же компонентов....
16 октября 2017
Маркировка показателей качества щебня Марки строительных материалов представляют собой условные показатели, устанавливаемые по главнейшим технико-эксплуатационным...
09 октября 2017
Устройство дорог из щебня Транспортная доступность к небольшим населенным пунктам обеспечивается автомобильными дорогами с различными типами покрытия....
Все новости
Наши партнеры

Устройство дорог из щебня

Устройство дорог из щебня 09.10.2017

Устройство дорог из щебня

Транспортная доступность к небольшим населенным пунктам обеспечивается автомобильными дорогами с различными типами покрытия. Дорога из щебня считается одним из наиболее экономически оправданных вариантов для местности с небольшой суточной транспортной нагрузкой (менее двухсот автомобилей за сутки). 

Конструкция щебеночной дороги

Конструктивно дорога из щебня представлена ровным слоем щебня, уложенного поверх почвенного покрова. В простейшем случае щебень уложен на расчищенной поверхности грунта, с которого снят верхний слой толщиной около 25-30 см. В других случаях под укладку щебня автогрейдерами или бульдозерами в грунте предварительно нарезается своеобразное корыто. Ширина проезжей части дороги составляет 5-6 метров (чтобы могли разъехаться две машины), но не должна превышать 10 м. Земельное полотно выровнено, утрамбовано и укатано с обеспечением необходимых уклонов.

После нанесения щебеночного покрытия дорога приобретает серповидный (см. ниже рис. а) или полукорытный (рис. б) профиль с поперечным уклоном проезжей части в пределах 30-40%.

Щебеночное покрытие

Толщина слоя щебня варьируется от 16 до 30 см в зависимости от типа покрытия – однослойного или двухслойного.

Нормативная база строительства дорог из щебня

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции (казалось бы, чего проще – слой щебенки, насыпанный на земляной грунт!), обустройство щебеночных дорог регламентируется целым рядом нормативных документов и правил.

1. В соответствии со Сводом Правил СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» дороги из щебня относятся к переходным типам дорожных одежд  с щебневым покрытием (п.8.4 табл. 8.1).  Они должны соответствовать следующим требованиям (п.8.5):

  • обеспечивать безопасность дорожного движения;
  • быть прочными, надежными и долговечными;
  • обладать высокой морозоустойчивостью.

При этом покрытие щебеночной дороги должно быть:

  • ровным и плотным;
  • сдвигоустойчивым;
  • износостойким;
  • стойким к воздействию атмосферной и осадочной влаги, солнечному ультрафиолету и температурным перепадам.

2. Способ  строительства дороги из щебня определен в  «Руководстве по строительству оснований и покрытий автомобильных дорог из щебеночных и гравийных материалов», согласно которому  (п.2.3, табл.1) дороги  из щебня с грунтовым основанием требуется строить по технологии заклинки щебня.

3. Последовательность проведения работ по обустройству щебеночных дорог определена в Своде Правил СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85». Согласно  п.10.4 щебеночное покрытие по методу заклинки наносят в два этапа:

  • этап 1 – распределение основной фракции щебня и его предварительное уплотнение;
  • этап 2 – распределение расклинивающего щебня (двух- или трехразовые расклинцовки) с уплотнением каждой фракции.

4. Для работ по способу заклинки Свод Правил СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» требует использовать щебень следующих фракций (п.8.44):

  • для основного материала – фракции 40-70 (80) или 70 (80)-120 мм;
  • для расклинивающего материала – фракции 5-10, 10-20, 20-40 мм либо щебеночно-песчаные смеси вместо фракции 5-10 мм.

Показатели качества щебня должны соответствовать требованиям, изложенным в табл. 8.13 данного Свода Правил.

Технология заклинки щебня для прокладки щебеночной дороги

Для дорожных покрытий из щебня связность и прочность несущего слоя зависят от степени заклинивания каменного материала. Широко распространен метод заклинки щебня (от слова заклинить – укрепить клином, вколотить клин), основанный на укладке щебня разных фракций.  Целью процесса укладки зерен разных фракций, называемого расклинцовкой, является заполнение мелким камнем пустот между камнями более крупных фракций, добиваясь наибольшей плотности щебеночного покрытия.

Расход расклинивающих фракций щебня указан в приведенной ниже таблице.

Размер основной фракции щебня, мм               

Расход расклинивающих фракций, м, на 1000 м при их размерах, мм

20-40 10-20 5-10
40-70 (80) - 15 10
(80) 70-120 10 10 10

Уплотнение щебневых фракций осуществляется тяжелыми катками за несколько проходов, минимальное количество которых зависит от типа катка, но не меньше 6-7 проходов по одному месту.

Дорожный щебень

Читай статью Свойства и применение щебня фракции 40-70.

Критерии качества укладки дороги из щебня

Технология заклинки обеспечивает достаточно высокую прочность дорожной конструкции, однако в процессе работ с использованием тяжелых катков возможны следующие дефекты:

  • волнообразное покрытие, образованное вследствие высокой скорости движения катка или плохо утрамбованного грунтового основания;
  • перекаты, образовавшиеся при излишних проходах по одному следу.

Качество уплотнения щебня на дороге оценивают несложными методами:

  • при недостаточной укатке кусок щебня размером порядка 4 см, подложенный под валец катка, вминается. Если укатка прочная, то щебень под вальцом будет раздавлен;
  • после прохода катка след вальцов отсутствует;
  • если надавить ломом, как рычагом, на слой укатанного щебня, то покрытие должно подняться в радиусе около полуметра.

Заключение

Дороги из щебня эффективно решают вопросы транспортного сообщения в районах, в которых прокладка асфальтированных дорог по ряду причин нецелесообразна. Технологии укладки щебня на дорожном полотне не требуют объемных подготовительных работ и обеспечивают качественное покрытие при минимальных трудозатратах и финансовых вложениях.


Все новости